Как заставить коммунальщиков работать?

Как должны строиться отношения между жильцами и коммунальными службами? И кто в состоянии сдвинуть ситуацию с мертвой точки, если коммунальщики отказываются выполнять свои обязанности? «Репортер» публикует подробный алгоритм действий, воспользовавшись которым, вы обязательно добьетесь успеха.

1. Представим, что вы - среднестатистический житель обычной самарской многоэтажки. И в вашем многоквартирном доме (МКД) накопилось огромное количество нерешаемых проблем. Что делать? Для начала соберите общее собрание жильцов и выберите, кто будет управлять вашим домом:
- непосредственно собственники помещений,
- ТСЖ либо ЖСК,
- управляющая компания.
Предположим, вы выбрали последнее. Затем из числа собственников жилья выберите совет МКД. Обычно он избирается сроком на два года, и основная его задача - от имени жильцов принимать участие в решении коммунальных вопросов. Совет выносит на обсуждение собственников предложения о порядке использования и содержания общего имущества, в том числе земельного участка, на котором расположен дом. Также он осуществляет контроль за оказанием услуг и выполнением работ по управлению домом, в том числе и за их качеством.

2. Теперь из числа членов совета МКД на общем собрании собственников помещений надо избрать председателя. Он вправе вступать в переговоры с управляющими организациями и от имени собственников обсуждать с ними условия договора управления МКД. В дальнейшем председатель совета подписывает акты приемки оказанных услуг и выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества, также как и акты об их невыполнении или нарушении нормативов качества или периодичности. Соответствующие обращения председатель направляет в органы местного самоуправления, и если потребуется, выступает в суде в качестве представителя жильцов по делам, связанным с управлением домом, а также предоставлением коммунальных услуг.

3. Следующий шаг - заключение договора управления МКД. Договор заключается в письменной форме и подписывается сторонами - собственниками и УК. В документе должно быть прописано, что одна сторона по заданию другой в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в доме, предоставлять коммунальные услуги, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Договор управления МКД заключается на срок не менее, чем один год, и не более, чем пять лет. При отсутствии заявления одной из сторон о прекращении договора по окончании срока его действия он считается продленным на прежний срок и на прежних условиях.
Ежегодно в течение первого квартала УК обязана представлять собственникам отчет о выполнении договора управления за предыдущий год. При этом жители на основании решения общего собрания в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления, если УК не выполняет его условий, и принять решение о выборе иной УК или об изменении способа управления домом. В этом случае УК за 30 дней до прекращения договора обязана передать техническую документацию на дом и иные связанные с его управлением документы вновь выбранной УК, ТСЖ либо ЖСК.

4. Так вы будете контролировать качество содержания и обслуживания дома. В зависимости от его конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния эти мероприятия включают в себя:
а) осмотр общего имущества, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния требованиям законодательства РФ, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан;
б) освещение;
в) обеспечение установленных законом температуры и влажности в помещениях общего пользования;
г) уборку и санитарно-гигиеническую очистку дома, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества;
д) сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в МКД;
е) меры пожарной безопасности;
ж) содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества;
з) текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества.
Перечень всех вышеперечисленных услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании.

5. Решение о проведении капитального ремонта принимается общим собранием собственников, если появилась необходимость устранить физический износ или разрушение, которые превышают предельно допустимые характеристики надежности и безопасности, а также при необходимости замены соответствующих элементов общего имущества.
Этот факт устанавливается жильцами с отражением в акте осмотра. Решение о необходимости капремонта также могут вынести органы государственной власти, уполномоченные осуществлять госконтроль за использованием и сохранностью жилищного фонда.
Решение общего собрания собственников жилья об оплате расходов на капитальный ремонт принимается с учетом предложений УК о сроке его начала, необходимом объеме работ, стоимости материалов, порядке финансирования ремонта, сроках возмещения расходов и других предложений, связанных с условиями проведения капитального ремонта.

6. Органы местного самоуправления (ОМС) должны проверять деятельность УК по обращениям собственников, председателя совета МКД или ТСЖ. ОМС обязан организовать проверку в течение пяти дней после поступления жалобы. В случае, если по ее результатам выявлено невыполнение УК условий договора управления, власти не позднее чем через 15 дней со дня соответствующего обращения созывают собрание собственников жилья для решения вопросов о расторжении договора с недобросовестной УК и о выборе новой управляющей организации или об изменении способа управления данным домом.

Куда можно пожаловаться по вопросам оказания некачественных коммунальных услуг

Государственная жилищная инспекция
443010, г. Самара, ул. Красноармейская, 1
Тел. 200-02-56
Эл. почта: info@gzhi-samara.ru
Сайт: gosji-samara.ru

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор)
443079, г. Самара, проезд. Г. Митерева, д. 1
Тел.: 260-37-99, 260-38-25
Эл. почта: sancntr@fsnsamara.ru

Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор)
443035, г. Самара, ул. Нагорная, д. 136а
Тел. 933-20-38

Прокуратура Самарской области
443010 г. Самара, ул. Чапаевская, 151
Тел.: 333-35-98, 333-54-28
Эл. почта: prok@samtel.ru


Источник: «Настольная книга председателя совета МКД» под редакцией председателя комиссии Общественной палаты Самарской области по местному самоуправлению, строительству и ЖКХ Виктора Часовских

Версия для печати