Гибкий технократ и спортивный лидер

Какие характеристики и ассоциации возникали у журналистов, когда они писали про президента и премьера

Яркой стилистикой речью, неологизмами и крылатыми выражениями последние руководители России не раз радовали электорат, вдохновляли на словотворчество журналистов и блоггеров. Благодаря им в нашем лексиконе  прочно обосновались такие слова или фразы, как «тандем», «преемник», «модернизация», «инновации», «кошмарить бизнес», «принуждение к миру», «замочить в сортире» и др. Интернет-библиотека СМИ Public.Ru провела исследование информационного поля российской прессы и выявила те имена, эпитеты, определения и термины, которые присутствуют в СМИ с начала 2011 года рядом с именами премьер-министра и действующего президента.

Прошедший в конце сентября XII предвыборный съезд партии «Единая Россия» вернул в активное употребление специфический шахматный термин. «Рокировке» по праву можно присудить титул «слово месяца» - его использование в СМИ выросло за сентябрь 2011 года более чем в шесть раз.
За последние годы мы также привыкли к использованию в политическом контексте слова «тандем». Однако несмотря на то, что и президент, и премьер публично декларируют «близкие убеждения и совпадение позиций по большинству стратегических вопросов развития страны», каждый из них играет свою роль как на политической арене, так и в СМИ.
«Решительным», «активным», «честным», «искренним», «умным» в прессе называются обе персоны почти одинаково. А вот эпитет «лидер» со значительным перевесом употребляется по отношению к Путину, нежели к Медведеву (1676 и 765 соответственно).
Президент с подачи СМИ выглядит более «гибким», чем  премьер. Эта характеристика в 2,5 раза чаще встречается в связи с именем Медведева. Характеристики «демократ», «либерал», «реформатор», «модернизатор», «западник», «технократ» примерно в три раза чаще употребляются прессой по отношению к Медведеву.
Определение «жесткий» в прессе 2011 года в равной степени фигурирует рядом с именами президента и премьера. Правда, Медведева таковым называют несколько чаще (1224 и 1104 соответственно).
Лидерство же премьер-министру принадлежит по упоминанию в СМИ рядом с его именем эпитетов «спортсмен», «консерватор», «мужик», «опытный политик», «державник». Эти характеристики фигурируют в прессе примерно в 4,5 раза чаще по отношению к Путину.

Источники: public.ru, amic.ru

Версия для печати