Из мужика-большевика в бабу-купчиху

Двадцать лет назад Самаре вернули девичью фамилию

Фото:

В Музее истории города на ул. Фрунзе есть отдельный стенд, посвященный переименованию Куйбышева в Самару
Анатолий Петров
Александр Завальный

25 января на запруженной снежными баррикадами площади Куйбышева шумели студенты, Татьяны открывали бутылки с шампанским, а проходивший мимо пожилой мужчина, указав на памятник Валериана Владимировича, со вздохом сказал: «Вот вы радуетесь, а ведь в этот день в 1935 году его не стало». Несмотря на скорбную дату, в Музее истории Самары, что на ул. Фрунзе, тоже радовались от души. Ветераны общественного комитета «Самара» праздновали 20-летие со дня возвращения городу его исторического названия. По мистическому стечению обстоятельств, именно в этот день в 1991 году Борис Ельцин своим указом дал на это «добро», тем самым вторично «похоронив» знаменитого большевика.

Родному городу - родное имя
27 января 1935 года по велению московских властей Самара сменила пол - из бабы-купчихи превратилась в мужика-большевика. Средневолжский край стал Куйбышевским. Первое время горожан даже штрафовали за упоминание Самары в людных местах. А песня «Самара-городок» на долгие годы превратилась в историзм.
Однако спустя пятьдесят лет, в конце 1980-х, в Куйбышеве появились яркие афиши с лозунгом «Родному городу - родное имя».
Когда, наконец, справедливость восторжествовала, в крае восстановилась утраченная традиция: большие города, расположенные на левом берегу Волги, исторически носили женские имена (Кострома, Казань, Самара, Астрахань), на правом - мужские (Рыбинск, Ярославль, Нижний Новгород, Саратов).

«Говорит Самара...»
В 1987 году двенадцать смелых (деятели науки и культуры, врачи, писатели, рабочие, священнослужители) объединились в комитете «Самара». Среди них были профессор Петр Кабытов, врач Людмила Иванова, архитектор Галина Рассохина, библиотекарь Людмила Кузьмина...
- Больше всего меня потрясло то, что я услышал по областному радио в первые недели существования нашего комитета, - вспоминает один из «самарцев» Анатолий Петров. - Вместо привычных «Говорит Куйбышев» в эфире прозвучало: «Говорит Самара».
Около проходных крупных предприятий и на улицах города им удалось собрать 80 тысяч подписей «за» Самару. Многие горожане вписали свои автографы в историю города во время пикета на углу улиц Ленинградской и Молодогвардейской.
Попадались и ярые противники. «Сталина на вас нет!» - кричали они. Порой к подписным листам выстраивалась очередь. «Что дают?» - суетились прохожие. В условиях тотального дефицита реакция народа была вполне логичной.
Слова в поддержку Самары звучали на радио, телевидении, на страницах газет. Вот что написал один рабочий в заводской многотиражке:
«Помнят люди в разных странах
Честь и славу той Самары.
Помнят вот уж сотни лет,
А ее на картах нет».
Как говорит Анатолий Петров, не обходилось и без курьезов. Некоторые, например, считали Куйбышева основателем города. Кто-то думал, что город хотят переименовать в честь универмага «Самара».

«Лишь бы колбасу давали...»
После серии публикаций Владислава Князева в «Волжской заре» под названием «Как зовется отчий дом?» в газете разместили анкету голосования. В итоге более 60% горожан поддержали «самарцев», 30% высказались против. Остальным, судя по всему, было «по барабану».
Главный библиограф Областной научной библиотеки Александр Завальный вспоминает такой эпизод. После часового выступления председателя комитета «Самара», писателя Андрея Павлова перед аудиторией одна пенсионерка сказала: «Да нам что! Нам все равно, где жить и как называться, лишь бы кормили...». «Эх, - сокрушался Павлов, - вам хоть в Кагановиче жить, лишь бы колбасу давали».
Еще Завальному запомнилось совещание в городском управлении культуры, где он предложил вернуть Самаре историческое имя. В числе аргументов краевед привел тот факт, что еще старые большевики в конце 1950-х годов поднимали этот вопрос. Они работали вместе с Куйбышевом и отлично помнили, как тот дважды дезертировал во время гражданской войны.
- Что тут началось! - рассказывает Завальный - Чиновники принялись возмущаться. «Да как они смеют! - вырвалось у одной почтенной дамы. - На что замахиваются? На святое для каждого жителя нашего города имя!». Помню, как надо мной навис седой мужчина с орденами и стал кричать: «Я не позволю, чтобы какая-то белогвардейская сволочь вела здесь подобную пропаганду!».
Тем не менее, в сентябре 1990 года возглавлявший в то время городской Совет народных депутатов Константин Титов подписал распоряжение о переименовании города. Вскоре под натиском «самарцев» «пал» и облсовет. Решающим образом на депутатов повлияло сильное выступление ректора госуниверситета Ленара Храмкова в защиту исторических корней. А вслед за городом и область стала Самарской.

Как фишка ляжет
«Нет оснований бросать деньги на ветер. Вполне достойное имя носит наш город. Эта «мода» может и до греха довести. Что ж, и Ленинград тоже надо заменить на Петербург? Похоже, что и нам, замужним женщинам, надо вернуть девичью фамилию», - писали противники идеи в газету «Волжская заря».
«Скажите: «Я - самарский», и каждому в любом конце страны станет ясно, откуда вы родом. А «куйбышевский» - это может быть и район Москвы, и колхоз на Украине, и поселок в Казахстане», - парировали оппоненты. Действительно, на карте страны 43 населенных пункта были связаны с именем Куйбышева. В Самаре же сам революционер пробыл всего несколько месяцев, да и пользы городу не принес.
Среди голосовавших встречались и оригиналы. Например, предлагали оставить городу два (!) названия. Пусть, мол, время решит, какое из них более живуче, а организации вольны выбирать, какое прилагательное ставить в название: самарский завод или куйбышевская база. Предлагали даже выпустить памятную медаль - на одной стороне изобразить часть нового города с подписью Куйбышев, на другой - вид старой Самары с соответствующей пометкой. Словом, как фишка ляжет, так и будем зваться.
...До сих пор вездесущий Валериан Владимирович, как тень, преследует самарцев. Железная дорога, площадь, улица, памятники, район... Но для основателей «самарского движения» дата 25 января в календаре всегда будет праздничной.
 

! Самара впервые появляется в официальных документах в 1586 году. Этот год и принят за точку отсчета истории города.
Однако, отмечают специалисты, есть ряд документов, свидетельствующие о существовании поселения со схожим названием в месте слияния рек Самары и Волги в ХIV веке. На одной из этих карт, составленной венецианскими купцами в 1367 году, изображена деревня Samar.
Создана специальная рабочая группа по изучению исторических материалов и определению даты основания Самары, ее возглавил руководитель аппарата регионального правительства Самарской области Алексей Бендусов.

Версия для печати