История сгорела дотла

Пожар на Барбошиной поляне лишил самарцев местной достопримечательности, а хозяина участка - двух автомобилей

В ночь с 23 на 24 августа на 9-й просеке в Самаре, рядом с конечной остановкой автобуса 6-го маршрута, сгорела двухэтажная деревянная купеческая дача. От уникального строения, простоявшего больше века, остались одни угли.

Дача для купца
Удивительно, но это старое деревянное здание не значилось ни в одном списке объектов культурного наследия. А между тем, история у дачи была очень даже богатой.
Как сообщает в своем «живом журнале» самарский краевед Павел Попов, «деревянная дача с тремя эркерами, шатровой со шпилем и двумя двускатными крышами имела веранды с парадного входа и с правого и левого торцов. В 40-е годы прошлого столетия в целях увеличения площади веранды закрыли стенами из дранки».
- Документов по этому зданию, как и по многим другим подобным самарским дачам, не сохранилось, - говорит Попов. - Постройка упоминалась в литературе редко из-за отсутствия каких-либо исторических источников и проходила в исследованиях просто как «деревянная дача на Поляне Фрунзе». Впрочем, в Архитектурной энциклопедии Ирины Сапожниковой с фотоснимком примерно 1926-1928 годов о здании говорится как о «Купеческой даче на 5-й просеке».
Начав свое расследование, Попов предположил, что дача принадлежала купцу Луке Никитичу Ясенкову. Об этом, кстати, сказано в газете «Волжская Коммуна» 1925 года. В архивных вырезках Попов прочел, что в то время на территории дачи был открыт корпус дома отдыха работников страхкассы Губпрофсовета. «Стремясь создать для отдыхающих наиболее подходящую обстановку, страхкасса перевела дом отдыха с 4 просеки на Барбошину поляну, заняв там дачи быв. Шихобалова и Ясеникова», - писали когда-то самарские журналисты.
Павел Попов уточняет: речь идет именно о Луке Никитиче Ясенкове, жившем на рубеже веков в Самаре и имевшем в собственности дом, который сегодня стоит по адресу - ул. Куйбышева, 113 (бывшая ул. Дворянская).
- Помимо всего прочего, в объяснительных записках о непосещении того или иного заседания городской думы Лука Никитич как-то писал то о пожаре на его даче на Барбошиной поляне (1905 год), то о разбирательстве в связи с кражей лошадей из дачных конюшен (1911 год), - говорит Павел.

Дерево не в цене
По мнению краеведов, даже не принимая во внимание газетную статью 1925 года как более или менее точный исторический источник, то здание на Барбошиной поляне вполне можно было бы внести в список объектов культурного наследия как деревянный корпус первого в Самаре крупного советского санаторно-курортного комплекса. В любом случае, при дефиците уцелевших деревянных купеческих дач, ценность любой из них огромна.
- Остались всего две деревянные дореволюционные дачи на берегу Волги, - говорит блогер Армен Арутюнов. - Первая, когда-то принадлежавшая почетному гражданину Самары Алексею Алексеевичу Титову, находится на территории военного санатория «Волга» на 7-й просеке. Здание построено между 1900 и 1917 годами. В «Архитектурной энциклопедии губернского города Самара» указано, что автор этой дачи - Александр Александрович Щербачев. Второе здание 1903 года постройки можно увидеть в Загородном парке - это дача купца Гринберга. К счастью, эти два здания имеют статус объектов культурного наследия регионального значения и находятся под охраной государства. Но учитывая то, в каком они состоянии, за их судьбу боязно.

Происки конкурентов?
«Репортер» побывал на месте происшествия, где еще совсем недавно стояло двухэтажное, с резными окнами строение дача. Как выяснилось, до последнего момента дача купца Ясенкова служила складом продуктового магазина, и внутри находилось кафе «Место встреч».
Место здесь действительно, что называется, «козырное». Рядом коттеджи, сауны, пивные. Построить на месте деревянного дома, к примеру, ресторан или отель - и он будет пользоваться еще большей популярностью у отдыхающих.
Впрочем, как стало ясно из общения с хозяевами земельного участка, где располагалась дача, мы поняли, что если здесь и присутствует злой умысел, то явно не с их стороны.
- У нас сгорели две машины: «Приора» и «Ягуар», - рассказывает раздосадованный владелец кафе Муслим, который вот уже больше 10 лет ведет здесь свой бизнес. - А еще много вещей, продуктов. Более того, не прошло и недели, как кто-то снова попытался нас поджечь. Совершенно не понятно, кому это нужно. Может быть, конкуренты по бизнесу, может быть, кому-то приглянулась земля. Я уже написал заявление в полицию. Надеюсь, теперь поджоги прекратятся.
Сейчас Муслим и его родные продолжают разбирать завалы. Как говорят хозяева кафе, в этом сезоне «Место встреч» принять клиентов не сможет.

По информации, предоставленной пресс-службой ГУ МЧС России по Самарской области, сообщение о возгорании по адресу 9-я просека, 5-я линия, дом 2 «г», поступило на пульт дежурного 24 августа в 3.34. Через 19 минут пожарные, прибывшие на место, смогли локализовать очаг возгорания, в 4.15 огонь потушили. Пожару был присвоен 2-й, повышенный номер сложности. Площадь около 500 кв. м тушили 15 единиц спецтехники и 52 человека личного состава.

Справка
Лука Никитич Ясенков - крестьянин села Воронино Смоленской губернии перебрался в Самару в конце 1880-х годов. В 1890 году купил дворовое место у кирхи на ул. Дворянской. В 1897 году на этом месте Ясенков построил двухэтажный каменный дом по образцовому классическому проекту. В 1904 году дом был расширен, надстроен третий этаж по проекту городского архитектора в 1901-1910 годах Федора Черноморченко, работавшего в стилевых рамках от эклектики до неоклассицизма. Верхний третий этаж Ясенков сдавал под квартиры, на втором этаже располагались его личные апартаменты, а первый этаж по обе стороны от проездной арки занимали магазины. Несколько лет здесь находилось Жандармское полицейское управление на железной дороге.
В Самаре, став купцом 2-й гильдии, Ясенков активно занимался проведением строительных работ. С 1905 по 1916 годы (с перерывами) являлся депутатом Самарской городской думы.
Известно, что страстью Ясенкова были лошади и автомобили. По документам 1914 года Лука Никитич владел двумя «Опелями» с регистрационными номерами 62 и 63. Именно у его дома на ул. Дворянской часто, как бы сейчас сказали, тусовались местные автомобилисты.

В последние годы дача служила складом продуктового магазина
В середине 1920-х годов здание использовали под дом отдыха

Версия для печати