В Самаре взлетели цены на бензин

Литр «народного» 92-го на некоторых заправках города стоит почти 30 рублей

Фото:

 

 

В России бензиновый кризис. Топливо на АЗС стремительно дорожает. Но даже при высоких ценах купить горючее в некоторых регионах, как, например, в Республике Тыва, практически невозможно. Где-то заправки отпускают бензин по карточкам и не больше 20 л в один бак. В Самаре ситуация пока не столь критична, но цены на некоторых АЗС уже вплотную подобрались к 30-ти рублевой отметке. «Репортер» попытался выяснить, что происходит на топливном рынке города, окруженного нефтяными вышками и нефтеперерабатывающими заводами.

Богатые тоже плачут
АЗС в центре Самары, середина минувшей недели. Я заехал «покормить» тестовую малолитражку. На соседней колонке мужчина лет 40 с удрученным видом заправляет «Лэнд Крузер». Глянул в мою сторону и тяжко вздохнул — стоимость моей заправки значительно меньше, да и аппетиты у моей «лошадки» куда более скромные. Как выяснилось, бизнесмен уже и не рад машине, которую приобрел полгода назад. «Уж больно бензин дорогой стал, - говорит. - Таких цен в Самаре еще не было».
В прошлом году литр 98-го, который льют в баки японских иномарок с форсированными движками, стоил 26,2 руб. за литр. Сейчас столько же в среднем по городу стоит литр «народного» 92-го! На заправке «Лукойл», что на ул. Антонова-Овсеенко, в середине недели литр 92-го стоил 28 рублей с гаком, правда, к концу недели чуть упал в цене.
Еще хуже ситуация с дизельным топливом, которое на некоторых АЗС (например, на «Подсолнухе», принадлежащем «Роснефти»), стоит дороже 92-го! А ведь солярка — всего лишь побочный продукт при производстве бензина...

Версии
Первые сообщения о нехватке топлива в регионах России начали поступать в апреле. В правительстве РФ заявили, что разберутся причинах топливного кризиса. Спустя некоторое время в Минэнерго кризис объяснили увеличением экспорта нефтепродуктов на 67%, а также удержанием топлива крупными компаниями.
А Федеральная антимонопольная служба (ФАС) заявила, что «рост розничных цен — это результат увеличения цен в оптовом звене». Как сообщает сайт SamRu.ru, ФАС пока не выявляет никаких нарушений в действиях продавцов, в том числе и признаков сговора. Удивительно, но факт!
 Тем временем, представители нефтяных компаний уверяют, что в кризисе виноват рынок и государство. Нефтяники считают, что повышенные акцизы не способствуют стабилизации цен, а из-за вынужденной модернизации оборудования заводы просто не справляются с поставленными задачами.
Между тем на сайте Samara.ru появилось сообщение о том, что независимые владельцы самарских бензоколонок обратились в ФАС с жалобами на «Роснефть». Они заявляют, что компания «продавала через сеть фирменных автозаправок бензин по ценам ниже закупочных. В тоже время для оптовых покупателей цены были существенно выше».
«Репортер» связался с пресс-службой ОАО «Самаранефтепродукт», представляющим НК «Роснефть» в нашем регионе, но комментировать ситуацию там отказались.
По мнению одного из участников рынка, который предпочел не называть себя, главная причина кризиса — именно сговор монополистов.
- Я никогда не поверю в то, что они поставили заводы на модернизацию, да еще в период ажиотажного спроса, не сделав запасы топлива для розничного рынка, - сказал эксперт. - Если в это поверить, то получится, что нефтяными компаниями руководят люди, не имеющие понятия о бизнес-планировании.
Он же озвучил и еще одну свою версию кризиса: монополисты, создав критическую ситуацию, пытаются давить на правительство с целью получения налоговых льгот на переработку и продажу нефтепродуктов.
Между тем прогнозируется, что стоимость топлива скоро превысит цену в 30 руб. за литр. Призывы национализировать отрасль звучат все чаще, однако мало кто верит, что правительство пойдет на такой шаг.
 

 

Версия для печати